Суфийское образование

Idries Shah
Идрис Шах (1924-1996)
"…Способствовать обеспечению людей средствами, помогающими им придерживаться принятых общественных норм и в то же время приобретать понимание более глубокой истины, не нарушая при этом собственного равновесия и равновесия своего общества, — это и есть цель суфийского образования."




Сопутствующие материалы


Согласно суфиям, существует последовательность переживаний, которые совместно составляют образовательный и развивающий процесс созревания ученика. Люди, думающие, что каждое достижение и есть сама цель, застрянут на любой из таких стадий и не смогут учиться с помощью последовательных и сменяющих друг друга уроков.

Джалаледдин Руми в XIII веке выразил это в таких прекрасных строках:

Ман Гхулам и ан ки дар хар рабат
Кхвишра васил на данад бар самат
Бас рабейт ки бабайат тарк кард
Та ба маскан дар расид йак руз мард

«Я раб того, кто не станет на каждой стадии воображать, что прибыл к своей конечной цели. Множество стадий должно остаться позади, прежде чем путешественник достигнет места своего назначения».

...Наличие промежутка времени между получением импульсов и их усвоением совместно с тем фактом, что люди часто «сводят на нет» воздействие истории остротой или находчивым замечанием, (что, возможно, и является социально одобряемым поведением), может приводить к потере чувствительности в данной ситуации. Внимание к этим факторам составляет часть суфийской компетенции и попечения. Необходимость отслеживать собственные реакции и видеть, почему ты ведешь себя определенным образом – самонаблюдение без неврастеничного самоуничижения – представляет собой другую важную особенность. Да-же на самой ранней стадии упомянутого временного промежутка, стадии острословия и самоизучения, легко можно заметить, как трудно некоторым людям оценить правильно то, что они делают: насколько человек может не знать особенности своего временного промежутка, сколь автоматически он может острить, будучи не в состоянии проконтролировать эту реакцию, и как легко может предаться оргии самоанализа. По этой причине столь необходим мониторинг, проводимый учителем, что уже одно это оправдывает существование института учительства.

...Косвенное обучение, в том числе накопление определенного количества импульсов или учений, которые складываются в единое целое, составляет еще одну характеристику суфийского изучения. То, что в некоторых системах называется «просветлением» в суфийском образовательном процессе представляет собой результат концентрации большого количества слабых импульсов и восприятий, и это приводит индивидуума, когда он готов, к прозрениям. Уже сама идея, что человек здесь учится шаг за шагом и собирает по частичкам информацию и опыт, которые должны почти незаметно соединиться во что-то целое позднее – неспособна, естественно, привлечь тех, кому в другом месте предлагают то, что, как утверждается, приводит к мгновенному озарению. Отсюда и берется стремление человека ухватиться за категории учения, в котором намешаны разнородные вещи, и которое всегда провозглашается всеобъемлющим. Поэтому суфийские занятия не могут конкурировать с системами, предлагающими мгновенное озарение – по той же причине, что и высокопревозносимое снадобье, называемое «змеиным маслом», всегда будет пользоваться значительно большим спросом у ряда людей, чем менее драматические средства.

Постепенная, капля по капле, суфийская деятельность испытывает терпение даже тех людей, которые принимают вышеупомянутые постулаты. Нередко можно услышать жалобы учащихся на то, что их занятия идут не в том направлении, в котором должны были бы идти...

Roses

  Главная  
Контакты