Одиннадцать правил Накшбандийя (согласно Идрису Шаху)

В любой системе суфийской подготовки есть правила, и ожидается, что ученики в той части их развития, которая относится к сфере их компетенции, будут следовать этим правилам. Одна такая система, упоминаемая наиболее часто, берет начало от древних учений «Мастеров Узора», к которым относят и мою линию. Я нахожу, что эта система имеет прямое отношение к состоянию умов современных людей как на Востоке, так и на Западе. Возможно, именно поэтому, система, которую я собираюсь здесь описать, называется «Вечные Необходимости».

Одинадцать мнемонических фраз указывают на структуру, в рамках которой проходит процесс суфийского развития в школе Накшбандийя. Ее часто называют изначальной обучающей системой суфиев. Хотя в школе Накшбандийя имеется цепь последовательно сменяющих друг друга наставников, Накшбанды считают, что не все мастера были известны публично, но в то же время, все учителя находятся во внутреннем, назовем его телепатическим, контакте друг с другом.

Накшбанды ассоциируются с возрождением и периодическим обновлением учений; считается, что они компетентны интерпретировать все формы суфизма; могут посвящать людей во все ордена; носят обычные одежды и принимают участие в мирской деятельности, через которую осуществляют часть своей работы, вводят методы, которые другие часто копируют словно внешние атрибуты культов.

С психологической точки зрения одиннадцать Правил можно рассмотреть следующим образом:

1. Осознанность дыхания. Связано с памятованием и упражнением для развития способности к тонким восприятиям.
2. Слежение за шагами. Осознанность своих действий, бдительность во всем, что делаешь, концентрация.
3. Путешествие по своей собственной земле. Исследование своего ума, культивирование бдительности, связанной с трансформацией своего «Я».
4. Одиночество в компании. Способность как отключать свое сознание от компании, так и подключать его снова.
5. Памятование. Постичь, что имеется «прерванный» контакт между человечеством и Запредельным. Состояние ментального устремления к Запредельному помогает восстановить этот контакт; посвящение.
6. Сдержанность. Буквально: «тянуть назад», технический термин для определенного вида молитвы.
7. Бдительность. Исключение того, что отвлекает, и бдительность в отношении тонких восприятий.
8. Вспоминание. Известно также под термином «отмечание», это означает становиться осознающим Абсолютную Истину как, в некотором смысле, присутствующую.
9. Временная пауза. Повторение мысли и действия и другие временные паузы.
10. Числовая пауза. Осведомленность о количестве повторений определенной формулы; определенные способы счета.
11. Пауза сердца. Визуализация сердца; специальное упражнение по отождествлению себя с конечным результатом.

То, как эти упражнения выполняются, в каждом отдельном случае, определяет учитель. Учитель отслеживает процесс и делает предписания для изменений в осознании ученика, которые наступают в результате выполнения этих практик. Эти практики подлежат тщательной настройке, и их нельзя выполнять автоматически.

Определенные специальные движения и вызывание определенных зрительных образов в сочетании с другими факторами применяются в различных суфийских программах для развития более тонких уровней сознания.

К счастью, большинство тех, кто по своей собственной инициативе вовлекается в имитацию этих занятий, остаются на стадии, на которой они не могут принести большой вред ни себе, ни другим. И действительно, гораздо лучше, когда люди играют в мистиков, чем когда они становятся одержимыми или попадают в руки шарлатанов.


ПЯТЬ ТОНКОСТЕЙ

Это подводит нас к концепции Пяти Тонкостей. Человеческое существо, согласно суфиям, содержит пять элементов “относительного” и пять элементов “абсолютного”. То есть, пять элементов относятся к вторичным вещам, называемым этим Миром, а другие пять находятся за пределами ограничений или измерений и относятся к различным проявлениям разных уровней сознания вне пределов привычной физики.

Говорится, что существуют пять центров духовного восприятия, соответствующие этим сферам опыта. Их представляют как имеющие физическое месторасположение в человеческом теле.

Эти Пять Тонкостей (Латаиф-и-Хамза) в буквальном смысле не существуют. Их помещают в теле, поскольку утверждается, что направление внимания на эти области тела, ориентируют ум на высшее понимание и просветление.

Вторичное, или «командующее «Я», которое большую часть времени контролирует личность и которое создает барьер для сверхфизического восприятия, не является одним из этих Тонких органов, но имеет «локализацию» в области пупка. Можно сказать, что концентрация на этой области связана с попыткой трансформировать это «Я».

Однако мы имеем дело с пятью высшими способностями и называются они так:

УМ, расположен слева, его “область” приблизительно там, где находится сердце. Называется КАЛБ = Центр Сердца;

ДУХ, справа, симметрично УМУ. Он известен как РУХ, что иногда переводится как Центр Души;

СЕКРЕТ, первая стадия высшего сознания, расположен между первыми двумя центрами в солнечном сплетении. Его исходное название СИРР, что переводится как «внутреннее сознание»;

ТАЙНЫЙ, расположен во лбу между глазами, но несколько выше их; название – КХАФИ, что имеет также дополнительный смысл глубокой тайны.

И, наконец,

ГЛУБОКО СКРЫТЫЙ, находится в мозгу, его «область» деятельности может перемещаться между мозгом и центром груди. Техническое название – АКХФА, что означает «самый скрытый».

Органом, стимулирующим эти Пять Центров, является трансформированное сознание, личность, первоначально бывшая в форме «командующего «Я», но прошедшая через процесс очищения].

Концентрация на определенных цветах помогает пробудить эти центры: УМ соответствует желтому цвету; ДУХ – красному; СЕКРЕТ (сознание) – белому; ТАЙНЫЙ – черному, а ГЛУБОКО СКРЫТЫЙ – зеленому.

Мы всегда должны помнить о том, что это всего лишь описание и что ученику надо пережить все это на опыте. Недостаточно запомнить такого рода материал, как это делают многие, и воображать, будто что-то знаешь. Экспериментировать с этими центрами опасно.

Воображать, что обладаешь знанием только потому, что имеешь описание инструмента – распространено во всех культурах. Феномен этот хорошо заметен при обучении западными науками восточных людей, которые часто верят вам на слово там, где вы хотите, чтобы они проработали материал сами.

  Начало раздела