Суфии и их имитаторы

"...фальшивое золото существует лишь потому, что есть Настоящее..."
Джалаледдин Руми

В Средние Века произведения таких суфийских светочей, как Аль Газали и Ибн эль Араби оказали огромное влияние на религиозную и научную деятельность Запада. Не будет большим преувеличением сказать, что западная философия и религиозная мысль, так же как и огромная часть литературного наследия, по своему содержанию и качеству были бы, разумеется, не тем, чем являются сегодня, не будь суфийского влияния, что документально подтверждается растущим количеством и разнообразием работ на эту тему самих западных авторов.

Кажется несомненным факт постоянного обмена между суфиями и Западом, и на это указывает множество современных исследований. Этот взаимообмен, однако, “натурализовался” на очень ранней стадии: странные люди в необычных головных уборах, распевающие речитативы и совершающие вращательные движения о которых с одобрением отзывался Раймонд Луллий семь веков назад, будут сегодня, скорее всего, выглядеть подобно современным мужчинам или женщинам, чувствующим себя как дома и на Западе и на Востоке. Они, скорее всего, будут людьми, приспособившими традиционные, культурно окрашенные идеи и практики Востока к современному Западу, который, конечно, включает сегодня две Америки и такие далекие страны, как Австралия и Южная Африка.

Но существует и другой слой предполагаемой суфийской деятельности, наводнившей Запад, которая, совершенно очевидно, основывается либо на примитивных и шаманских культах Среднего Востока, использующих технику чувственного возбуждения, либо на авантюристических учениях мошенников или впавших в самообман “учителей”, неустанно совершавших, начиная с Викторианской эпохи, свои набеги на Запад. Давайте теперь, рассмотрим некоторых из таких “учителей”.

Большая их часть приходит с Индо-Пакистанского Субконтинента. Мало кого из них можно считать хорошо образованными людьми, хотя многие из них кичатся научными степенями, полученными в местных университетах. Они предпочитают носить диковинные экзотические одежды, бороды и даже тюрбаны. Они путешествуют по всему миру, связываясь с осевшими в той или иной стране индийцами и пакистанцами, а так же с теми западными резидентами, которые слышали о суфизме и выдают им себя за настоящих суфийских учителей. Они, как правило, невежественны и пытаются сподвигнуть людей объединятся в учебные группы и заниматься сбором средств. Рассказывая самые невероятные истории о своем происхождении и о своих важных духовных учителях и предках, они даже не знакомы с общепринятыми материалами, касающимися суфиев и их всегда можно в этом уличить, если начать им задавать вопросы на основе классических суфийских произведений, о которых они имеют лишь поверхностные представления. Подлинные суфийские “миссионеры” всегда в совершенстве владеют языком страны в которой они работают. Этих же авантюристов выдает тяжелый иностранный акцент.

Вторая разновидность подобных псевдосуфиев происходит из Северной Африки, по большей части из Алжира, а иногда из Египта. Их можно легко определить, как сектантов, так как они привержены узкому набору возбудительных практик и большое внимание уделяют так называемой святости своих “святых”, на которых они полагаются и о которых много говорят. Первоначально глубоко проникнув в определенные круги французской интеллигенции, они теперь распространились и в нескольких других странах. Подобно другим вторичным культам, им удалось убедить некоторых ориенталистов считать свою деятельность подлинным выражением суфизма, но это только говорит о том, как мало знают сами эти ученые об изучаемом ими феномене.

Третья разновидность предполагаемых суфиев состоит из тех, кого покорили так называемые “танцующие” дервиши из Турции. Некоторые из них и в самом деле появились из самой Турции, но в любом случае все они, в большинстве своем, последователи обыкновенного культа, хотя считают себя духовными преемниками знаменитого Джалалуддина Руми, Учителя из Коньи. Фактически, и это достаточно хорошо известно, Руми сам запрещал “танцы”, делая исключения лишь в очень отдельных случаях. Далее, во всех суфийских кругах, “танцы” и всевозможные движения выполняются только специально нанятыми людьми, так как эффект от движений и от музыки предназначается не для исполнителей, но для наблюдающих. Вот почему даже музыкальные залы Мевлеви специфически называются Сэма-Кхана (Зал Слушания), а не “Музыкальный Зал” (в смысле исполнения музыки) или “Зал (исполнения) Танцев”.

Суфии всегда с большой осторожностью использовали слова, и подтвердить это можно многими ссылками на классических мастеров. Что на самом деле поддерживает человеческое стремление к участию в танцах и музыке, так это желание, которое подлинные суфии не одобряют – жажда эмоциональных стимулов.

Эти “танцоры” составляют довольно широкий диапазон последователей, куда относятся как самообманутые приверженцы и те, кто воображают себя наследниками учения Руми, так и самозваные учителя, которые сами посещали не более, чем искаженные церемонии этого культа.

Кроме того, они находят особое удовлетворение в ношении ниспадающих одежд и высоких шапок.

Иран, в последнее время, так же стал родиной для нескольких таких же незаконнорожденных сект, называющих себя суфийскими. Ни одну из них подлинные суфии Востока не считают законной суфийской школой, хотя их ряды увеличиваются даже на Западе с такой скоростью, что не далек тот час, когда они завоюют себе полное признание в западном мире как подлинные суфийские школы.

Еще надо упомянуть нескольких заблудших арабов, убежденность которых может быть, а может и не быть искренней: как на Востоке, так и на Западе они осуществляют якобы суфийскую деятельность. Эти люди повсюду размахивают мандатами, кажущимися весомыми, и все же большинство из них крайне невежественны во всем, что касается суфийских основ и практических процедур. Обычно они смешивают обрывки и кусочки суфийской практики, пользуясь для этого любыми доступными источниками, в особенности книгами.

Истинные суфии делают все возможное, чтобы избегать даже встреч с такими людьми, в частности, для того, чтобы не давать им повода заявлять, что они получили благословение от авторитетных суфиев.

Работа и произведения Идриса Шаха в последние годы помогли со всей очевидностью выявить множество подобных лжепрактиков, потому, что опубликованные Шахом материалы обеспечивают базой, на основе которой можно правильно оценить, по крайней мере, некоторых из этих авантюристов. Создав Общество Суфийского Изучения (Society for Sufi Studies), Шах и другие обеспечили так же зонтичную организацию, служащую источником необходимой информации и инструкций, так, что только те, кто стремятся ко лжи и к абсурду испытывают нужду в поддержке шарлатанов. Остальные могут получить подлинные контакты от Общества Суфийского Изучения, книги и монографии которого публикуются издательством Октагон Пресс в Лондоне. Другой законной и подлинной суфийской организацией, работающей на Востоке и на Западе, конечно является суфийский Траст (The Sufi Trust), которая предоставляет материалы и контакты, искомые увеличивающимся числом искренних исследователей.

Этой деятельности предстоит еще проделать немалый путь, прежде чем удастся покончить с путаницей, на ниве которой почти беспрепятственно процветают авантюристы и обманутые сектанты.

  Начало раздела