Знание и информация

1. Передавать знание и отличать знание от информации

Обычные изучения всегда опираются на информацию, а не на знание. В академической среде учитель может обладать знанием, но обучает он посредством информации.

Его знание может подсказать ему, какую информацию выбрать и как её донести, но в обычной академической доктрине это не принимается во внимание, разве что втречаются пространные замечания типа: «У этого человека дар преподавателя… талант … он в материале, он присутствует в том, что делает … он способен достучаться до каждого и т.д.»

2. Важность обучения знанию

Те, кто обладает знанием, могут передавать знание, те же, у кого есть только информация, могут передать только информацию. Мы утверждаем, что знание существует. Оно столь же важно, как информация, а в некоторых отношениях важнее её.

Первый шаг в передаче знания – признать, что знание существует. Это подводит нас к методам передачи знания. Пока в уме человека царит путаница относительно того, что есть знание, а что информация, отличить одно от другого невозможно.

Это аналогично примитивному уровню технологии, когда человек для получения света сжигает уголь, не подозревая ни о существовании более летучих субстанций, содержащихся в угле, ни о том, как извлечь их оттуда – использование же этих субстанций способно дать больше света и тепла при гораздо меньших затратах: их легче транспортировать, удобнее хранить и использовать.

3. Барьеры при передаче знания с точки зрения учителя

Так как будущие ученики не могут видеть свои собственные барьеры, то им может быть дана иная точка зрения. Точка зрения учителя поможет им увидеть дистанцию между ними и учителем. В начале эти барьеры включают следующие главные барьеры, которые являются источниками величайших проблем в коммуникации.

a. Предположения. Недостаточная последовательность в мышлении порождает в ученике всевозможные мысли об учении и/или о мастере. Это, фактически, является причиной того, что ученик видит неправильные вещи в неподходящее время неправильным образом. Это так глубоко пускает корни, что, в конце концов, становится «мотивацией». Студент полагает, что передача знания должна быть непрерывной, что он может найти знание и что это знание можно передавать ему с той скоростью и таким способом, которые отвечают его ожиданиям. Все эти предположения абсурдны, хотя и общеприняты в других сферах опыта студента.

b. Обусловливание: студент почерпнул определенные принципы из книг, из того, что слышал, а также из своей прошлой учебы, и полагает, что они применимы в нашем учении. Эти принципы весьма разнообразны, ведь каждый человек создает свои образцы предубеждений относительно этого учения.
Например, те люди, кого научили тому, что высшее знание идёт рука об руку с эмоциональными переживаниями, будут искать их в учении. Если они найдут их, это и будет для них доказательством или свидетельством истинности учения. Если же они почувствуют, что в учении этого нет, то сделают вывод, что данное учение не для них или, что оно и вовсе не учение, или ещё что-нибудь в этом роде. Ни одно настоящее учение и минуты не потерпит таких позиций, потому что позиции эти поверхностны и надуманны, они бесполезны для оценки учения, его признания и правильного получения от него пользы.

c. Необходимо, чтобы обычные человеческие эмоции, сведенные в социальной и в профессиональной сферах к минимуму, в этом поиске были, тем не менее, выражены и отфильтрованы. Здесь мы просто имеем в виду такие эмоции, как жадность, страх, надежда и поведение, сопряжённое с компенсацией всевозможных видов неспособностей. Чтобы в контексте Традиции предохранить ученика от потери контроля над своими обычными эмоциями, намеренно вводятся традиционные процедуры, специально разработанные для исключения этих элементов.

4. Учение концентрируется на индивидууме, его бытии и группе

Это означает, что не все догматические учения, чьи принципы и практики могут быть сведены к нескольким фразам, являются точным или исчерпывающим выражением великого учения. Единственный метод, который успешно действует в этом учении, это тот метод, что передает знание той части человеческого существа, которая способна принять и использовать это знание, метод, активизирующий в человеке ту часть, что может развиваться посредством практики, метод, обеспечивающий человека точной информацией, касающейся его реальных потребностей. Эта информация отличается от спекулятивной информации, от информации, относящейся к другим фазам, или другим областям.

В силу вышеприведённых причин подлинное учение всегда реализуется посредством множества импульсов, а не с помощью пошаговой академической инструкции, основанной только на систематизированной информации.

Этим и объясняется видимое отсутствие непрерывности и то, что выглядит как непредсказуемость характера учителей, когда эпизоды их жизни и их высказывания не укладываются ни в какую систему. В застывших учениях были выбраны всего несколько практик и принципов из обширного арсенала учения, и лишь потому, что их легко организовать и запустить в массовом порядке.

  Начало раздела