Суфизм на Западе

Братья Шахи
Омар Али-Шах (1922-2005) и Идрис Шах (1924-1996)

Заметки исследователя

Увеличение информации о суфиях и их знании будоражит всевозможных чудаков и поверхностных исследователей и в то же время обеспечивает ценным материалом для подлинного изучения.

Существует огромное количество одаренных богатым воображением эмоциональных натур так же как и множество сухих, чрезмерно интеллектуальных ученых, престижных, но лишенных суфийской проницательности. Первые жадно тянутся к фрагментарной информации, потому что она их привлекает. Они неспособны осознать, что суфийские занятия должны быть всесторонними и должны управляться из надежного источника, иначе они бесполезны. Последние имеют тенденцию концентрироваться на застывших материалах, не воспринимая живой элемент суфизма.

Жажда религиозных переживаний, свойственная людям, например, христианского воспитания, в основе своей есть поиск возбуждения, но многие принимают это за духовность в результате того, что в большинстве западных культур, так же как и в других частях света, отсутствует необходимая дифференциация этих двух важных факторов.

Беспорядочное заимствование выхваченных наугад фрагментов суфийской деятельности, наблюдаемое на Западе, является зеркальным отражением пантомимического воспроизведения Западной технологии “карго культами”, которые существуют в научно недоразвитых общинах, известных Западным антропологам. Так как эти поверхностные реакции проявляются в обществе, во всех других отношениях развитом, наблюдателям, в целом, не удается проанализировать это явление адекватно. Они убеждены, что подобная ментальность не может существовать в развитых современных сообществах.

До недавнего времени наша основная проблема на Западе была связана с отсутствием авторитетного центра суфийских изучений. На Востоке, напротив, как законные учителя, так и их имитаторы на протяжении веков были весьма различимы. В результате на Западе (и в некоторых местах на Востоке, где традиция больше не действует) каждый может вообразить, что он вполне способен заниматься суфийским изучением без эффективного руководства.

Вопреки некоторым негативным последствиям, которые неизбежно сопутствуют широкому публичному распространению незнакомого знания, много полезной работы было сделано Идрисом Шахом и другими, с тем, чтобы представить концепцию суфийской активности и поддержать ее мысль и деятельность в той форме, которая лучше всего соответствует фактору времени, места и людей. Даже на сравнительно поверхностном уровне литературных, психологических и научных занятий эти усилия получили широкое признание.

Несмотря на то, что культы продолжают распространяться, огромный и последовательный вклад, сделанный подлинным суфийским потоком в общественное сознание, вырос до таких пропорций, что пропасть, разделяющая суфиев и их (часто бессознательных) имитаторов, увеличилась до необходимых размеров.

 

Октагон

 

Сопутствующие материалы


  Главная 
Контакты